Повторим и вспомним:

• - как осуществляется взаимодействие двух неподвижных электрических зарядов;
  • - как изображается электрическое поле на рисунке;
  • - как обнаруживается электрическое поле;
  • - что является источником электрического поля.

Мы узнаем:

• - опыт Эрстеда;
  • - что является источником магнитного поля;
  • - как графически изображается магнитное поле;
  • - правило буравчика.

Магнитные явления известны людям с глубокой древности. Ещё древние греки знали, что существует особый минерал, способный притягивать железные предметы. Это был один из минералов железной руды, который сейчас известен как магнит. Его залежи находились возле города Магнесии на севере Турции. Слово "магнит" в переводе с греческого означает "камень из Магнесии".

Впервые свойства магнитных материалов использовали в Китае - именно там был сконструирован первый компас.

В начале XIX века учёные начали уделять большое внимание поиску взаимосвязей между явлением электричества и магнетизма, которые до этого времени казались не связанными друг с другом. В 1820г. датский физик Ханс Кристиан Эрстед установил, что провод по которому течёт электрический ток, отклоняет магнитную стрелку компаса.

Оденьте стрелку компаса на иглу. При отсутствии тока в цепи стрелка компаса будет смотреть строго на север. Если цепь замкнута, то есть в ней течёт ток, магнитная стрелка отклоняется от своего первоначального положения.

Выполненный опыт говорит о существовании вокруг проводника с электрическим током магнитного поля. Оно и действует на магнитную стрелку, отклоняя её. Силы взаимодействия между проводником с током и магнитной стрелкой называются магнитными силами.

Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током.

Таким образом, вокруг неподвижных электрических зарядов существует только электрическое поле, которое не действует на магнитную стрелку. Вокруг движущихся зарядов, создающих электрический ток, существуют и электрическое, и магнитное поля.

Для того чтобы обнаружить магнитное поле вокруг проводника с током, используем мелкие железные опилки. В магнитном поле опилки намагничиваются и становятся маленькими магнитными стрелочками. Пропустим прямой проводник сквозь лист картона. На картон насыплем тонкий слой железных опилок и включим ток. Под действием магнитного поля железные опилки располагаются вокруг проводника не беспорядочно, а по концентрическим окружностям.

Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси маленьких магнитных стрелок, называют магнитными линиями магнитного поля.

Изменим опыт: вместо металлических опилок поставим на лист картона магнитные стрелки. При замыкании электрической цепи стрелки расположатся вдоль линий магнитного поля. Если изменить направление тока в проводнике, то все стрелки повернутся на 180°.

Таким образом магнитные линии магнитного поля тока имеют определённое направление, которое связано с направлением тока в проводнике. Принято считать, что направление линий магнитного поля совпадает с направлением, которое указывает северный полюс магнитной стрелки в каждой точке поля.

С помощь магнитных линий удобно изображать магнитные поля графически. В отличии от силовых линий электрического поля, линии магнитного поля замкнуты, они не имеют ни начала, ни конца. Это означает, что магнитное поле не имеет источников - в природе не существует магнитных зарядов.

Узнать ещё больше интересного а также проверить свои знания вы сможете перейдя в проект Физика.